Адрес для заявок:
ancients-10@yandex.ru


О проекте Новости Список заявок Правила Регионы Информаториум LJ коммьюнити проекта
Египет Митанни Вавилонское царство Хеттское царство Ашшур Мат-тамтим Критское царство Микенское царство Древние Цивилизации: Регионы –> Хеттское царство –> Представления хеттов о магии


Вне всяких сомнений, успешность ритуального представления в существенной степени зависела от могущественных чар, которые ритуал приводил в действие. В широком смысле, магию можно определить как «упорядоченная система техник для оказания влияния на богов и иные сверхъестественные сущности, которой можно научить и обучиться… Магия не только манипулирует оккультными силами, но пытается так же воздействовать на высшие сверхъестественные силы, которые входят в сферу интересов религии». Ритуалы исцеления и очищения задействовали добрую магию – белую магию, - обладавшую властью очистить подвергнутое порче лицо или здание, поле или даже страну, от темных сил. Периодически с этой целью использовались изображения подобия; к примеру, фигурки животных, захороненные в основании зданий – или размещенные у входа в них: «Из сала они делают маленького пса, ставят его на порог дома и говорят: ';;Ты маленький пес на столе королевской пары. Как днем ты не пустишь во двор других людей, так ночью не пускай внутрь Зло’”. Белая магия использовалась чтобы развеять и изгнать проявления колдовства, черной магии. В основном речь не шла о демонах в их вавилонском понимании, скорее о могущественных но обезличенных силах, ответственных за неудачи и беды, постоянно преследовавшие человечество – отдельных людей, семьи, поселения, целые государства.



Эти силы могли быть высвобождены по неосторожности – к примеру, в случае неподлежащим образом уничтоженных загрязнителей, извлеченных из пациента или здания в ходе ритуала очищения. Но чаще чем нет, их приводили в действие специально, со злыми намерениями. Подобное преступление подлежало суду высочайшей власти. Законы объявляют, что обвиненные в изготовлении глиняных подобий в магических целях должны быть привлечены к ответу на суде Его Величества. Волос с тела намеченной жертвы, или предмет его одежды мог быть применен адептом черной магии. Даже произнесение чьего-то имени во время убийства змеи подлежало существенному штрафу (одна мина, или сорок шекелей, серебра) для свободного, и каралось смертью для раба. Если вы оказались жертвой черной магии, следовало провести ритуал, снимавший с вас чары или проклятие, и направлявший их на колдуна: «Следом она (мудрая женщина) делает нить из зеленой пряжи, и говорит так: ';;Кто использовал колдовство против этого человека (пациента), и кто сделал (его или ее) зеленым - сейчас же я удаляю колдовство и зелень с него (нее), и возвращаю создателю';;. После этого она обкручивает нить вокруг (магических) статуэток»



Именно обвинение в колдовстве привело к падению Арма-Тархунды, губернатора стратегически важных Верхних Земель в период правления короля Муваталли II. Как мы уже говорили, Арма-Тархунда находился в родстве с правящим родом, и имел несчастье оказаться основным соперником королевского брата Хаттусилиса, позднее занявшего трон под именем Хаттусилис III. Перед этим Муваталли сделал брата губернатором Верхних Земель, сместив при этом Арма-Тархунду, что вызвало ярость последнего. Именно Хаттусилис завел речь о колдовстве, в ответ на выдвинутые против него Арма-Тархундой официальные обвинения: ‘Более того, он и его жена и его сын начали наводить на меня чары. И Самуху, божество города, наполнил он колдовством';; Нельзя не заподозрить, что обвинения Арма-Тархунды (в чем бы они не заключались) были небезосновательны, а Хаттусилис свое попросту сфабриковал; во всяком случае, от молодого и безжалостно-амбициозного принца легко ожидать таких мер дабы избавиться от неудобного соперника. В любом случае, Муваталли нашел подсудимого виновным, и отдал его для наказания Хаттусилису, тем самым устранив одно из главных препятствий на пути карьеры брата. Надо сказать, однако, обращение Хаттусилиса с Арма-Тархундой оказалось неожиданно мягким: он позволил ему сохранить свободу, и вернул половину конфискованной собственности; в последствии он попытался примириться с его семьей. Все это, по его словам, делалось из жалости, ибо Арма-Тархунда был уже стариком. Все же, скорее причиной тому угрызения совести – за несправедливо возведенный навет.


Одно только упоминание колдовства само по себе являлось поводом для такого беспокойства и эмоций, что обвинительный приговор становился более чем вероятен. Судя по прокламации короля Телепину, даже знание черного искусства было достаточным поводом для осуждения. Любой, кто имел основания подозревать, но не донес о таком адепте, мог преследоваться по закону вместе с ним: ';;Чародейство должно быть изгнано из Хаттусы. Кто в (королевском) семействе знает о колдовстве, схватите его и приведите к вратам дворца. Кто не приведет его – пострадает вместе со своим домом';; Знакомо звучит, правда ведь. Заметьте прогрессию: использование ';;черных искусств';; является преступлением. Затем одно лишь знание их становится таковым. Наконец даже недонесение о знающих или практикующих черные искусства становится преступлением. Перед нами древнейший пример человеческого поведения, которое вновь и вновь проявляется на протяжении истории. Именно это мы называем охотой на ведьм.




Дата последнего изменения: 23.05.2010 в 15:00