Адрес для заявок:
ancients-10@yandex.ru


О проекте Новости Список заявок Правила Регионы Информаториум LJ коммьюнити проекта
Египет Митанни Вавилонское царство Хеттское царство Ашшур Мат-тамтим Критское царство Микенское царство Древние Цивилизации: Регионы –> Ашшур –> О заклинаниях и заговорах


 

 

К началу


Внимание! Материалы сайта подготовлены для игрового моделирования и не могут служить источником достоверных сведений о Древнем мире.

 

см. также:

 

О симпатической магии

 

 

Действующим на игре жрецам,  врачам-заклинателям и колдунам и шептуньям мы предлагаем создать свои авторские заклинания на разные случаи жизни, так, чтобы у каждого был индивидуальный набор заклинаний и молитв.

В помощь мы приготовили  примеры настоящих ассирийских текстов, пользуясь формулами которых можно создать заклинания нужного назначения. Скомпилируйте заклинания на свой вкус, пользуясь сведениями об ассирийских магических формулах. При желании можно составить как "светлые", защитные заклинания, так и "тёмные", агрессивные.

Готовые заклинания после сверки с региональным мастером можно эффективно применять в игре.

 

 

 

- Устранение болезни или порчи, наносимых демоном или животным безвинному человеку, часть 1. 

 

- Устранение болезни или порчи, наносимых демоном или животным безвинному человеку, часть 2. 

 

- Устранение болезни или порчи, наносимых демоном или животным безвинному человеку, часть 3. 

 

- Оправдание виновного или безвинного с просьбой отпустить перечисленные грехи

 

 

- Заклятия и ритуалы консекрации

  

 

 

О магических формулах в заговорах древней Месопотамии  (По В.В. Емельянову)

 

Заговор – или заклинание, - представляет собой некий текст, состоящий из определённых магических формул, произносимых в особом порядке. Как мы формально можем отличить молитву от заклинания? В отличие от заклинания, молитва всегда представляет собой диалог между пострадавшим человеком и божеством, это прямое общение, не нуждающееся в жреце как квалифицированном посреднике. Человек просит божество не удалить порчу, а снять наказание, он просит униженно, умоляя бога восстановить справедливость, временно нарушенную в отношении него. Поэтому формула, содержащая прямую речь пострадавшего и адресованная божеству, а не субъекту порчи, формально должна быть признана молитвенной. С другой стороны, существует ряд молитвенных серий, традиционно обозначаемых словом «заговор»: если о милости божества к пострадавшему взывает назначенный пострадавшим человек, а не он сам, — это достаточное основание для того, чтобы отнести текст к разряду заклинаний.

 

Какие же существуют типы магических формул и в каких ситуациях они применяются?

 

Легитимационная формула — заявление жреца о том, что он получил свои знания от великих богов и не является самозванцем. Например: «Это не мое, слово это — слово Нипгиримы, слово Эа, слово Нинкаррак!» Подобные же формулы можно встретить в славянских заклинаниях, и там они звучат так: «Не я исцеляю — Господь исцеляет!».  

Профилактическая формула — формула заклятья злых сил еще до момента их приближения к человеку; она состоит из перечисления имен и эпитетов злых сил (что указывает на хорошее знание их поведения и свойств заклинателем) и их последующего заклятья именем (или жизнью) Небес и Земли. В заговорах христианского мира заклинают именем Отца, Сына и Святого Духа, оставляя неприкосновенной первую часть формулы.

Формула «Эа-Мардук» может быть также назвала формулой равного знания. Она представляет собой диалог богов — отца и сына, учителя и подмастерья. В начале II тыс. это были Энки и Асарлухи, в I тыс. — Эа и Мардук. Сын приходит к отцу за советом и пересказывает ему некий инцидент, спрашивая, что надлежит делать в таких случаях. Отец отвечает: «Сын мой! Чем я могу тебе помочь? То, что я знаю, знаешь и ты!» Далее следует подробный рецепт исцеления, начинающийся со слов: «Ступай, мой сын Мардук! То-то и то-то сделай...» Формула настолько часто встречается в заклинаниях, что ассирийские писцы устают выписывать ее полностью, ограничиваясь только фразой «то (же), что (и) я». Зачем же нужна была такая формула? На этот вопрос есть по крайней мере три ответа. Профанным смыслом формулы является разрешение на практическое употребление сакрального знания. И Эа, и его сын Мардук знают одинаково, но Мардук, по-видимому, не применял своих знаний на практике. Сакральным смыслом формулы является невозможность прямого контакта между Эа и смертным. Для воздействия на человека со стороны Эа необходим магический посредник, основной функцией которого была бы материализация сакральных идей, их воплощение в человеческом мире. Наконец, сугубо практическим смыслом формулы является доверие смертного заклинателю как вестнику бессмертных богов (что во многом роднит ее с формулой легитимационного типа).

Формула освящения может быть также названа формулой трисекрации. Дело в том, что эпитет «святой» выражался у шумеров не одним, а сразу тремя словами, и об этом разговор особый*. В своем развернутом виде формула выглядит следующим образом: «Подобно Небу, пусть светел он будет! Подобно Земле, пусть чист он будет! Подобно Середине Неба, пусть он сияет!» Первое слово kug писалось знаком «серебряная пластинка» и означало «светлый» ( ellu ), в заклинаниях «светлой» называлась та область мира, которой заведовал сам бог Ан , то есть область высокого мира звезд. Вторая часть эпитета sikil — «чистый» ( ebbu ) изображалась знаком «девушка» и сопоставлялась с землей и подземным миром. Третья часть zalag 2 — «сияющий» (пат r и) изображалась знаком «два солнца» и сопоставлялась с небесным сводом, по которому совершают свой путь Луна, Солнце и планеты. Получалось что-то вроде треугольника, в котором третий член уравновешивал противоположное положение двух предыдущих. Таким образом, святостью не обладал только срединный мир, который должен был к ней стремиться. И если в ритуале достижение святости обеспечивалось окроплением священной водой, возжиганием факелов и воскурением ароматных смол, то в повседневном быту ничье поведение не было близко к идеалу святости — может быть, потому, что святость была всецело прерогативой храма и государства.

*Как шумеры, а за ними и ашшурцы,  понимали святость, хорошо объясняют сами знаки эпитетов. Светлость, очищенность от внешней порчи связана с серебром из-за его хорошо известного свойства заживлять раны. Второй эпитет связан с чистотой как девственностью, нетронутостью пространства и цельностью тела. Последний эпитет выписан знаком «удвоенный свет, много света», чтобы обозначить сильное сияние, слепящее излучение. Освящение необходимо как культовым предметам (кадильнице, факелу, сосуду для святой воды), так и людям (особенно царю), и даже городам. Уподобившись Небесам, Земле и пространству между ними, объект заклинания приобщается к изначальному единству мироздания, цельность которого была временно нарушена беззаконными действиями демонических сил.

Также применялись формула изгнания демонов и приближения хранителейЗлой язык пусть в стороне стоит! Добрый шеду, добрая ламассу пусть приблизятся!») и формула отпущения греха («Да отпустится!»).

 

Помимо формальных свойств формулы, есть еще ситуация ее употребления и место, занимаемое ею в композиции заклинания или в ритуале.

 

При просмотре большого числа заговоров выясняется, что формулы в них расположены в определенной последовательности от начала к концу, а с точки зрения текстового пространства — от верха к низу. Причем каждый тип формулы занимает одно и то же место в различных ситуациях высказывания. Так, например, начинается любой заговор либо с описания инцидента (конкретной порчи и ее носителя), либо со слов заклинателя о законности своих действий, либо (как в случае с освятительными заговорами) с перечисления и восхваления эталонов святости. Точно так же формула «Эа-Мардук» с последующим рецептом не может находиться в начале или в конце текста — она всегда серединная, центральная. Также и формула трисекрации никогда не встречается в начале или в середине текста — она всегда одна из конечных, предваряющих закрепку чары. В целом получается следующим образом:

 

Композиционная классификация магических формул:

- Формулы начала чары (инцидентные, эталонные, легитимационные).

- Формулы основной части («Эа-Мардук», рецептурные, профилактические).

- Формулы окончания (трисекрация, приближение хранителей, закрепка чары) ( Встречаются также заклинания, в которых эта последняя часть не выражена. Они завершаются профилактической формулой типа «Именем Небес будь заклят! Именем Земли будь заклят!». )

 

 Освятительные заклинания не похожи на другие. Общими здесь являются только серединная формула «Эа-Мардук» и конечная формула приближения хранителей, но прочие части различны. Нет упоминания о порче, демонах и колдунах, отсутствуют легитимационные и профилактические формулы, вместо пожелания исцеления употребляется пожелание святости. В самом деле, заклинания первых трех групп имеют своей целью избавление человека от порчи, его телесное исцеление. Каковы бы ни были средства достижения этой цели (уничтожение самой порчи или уничтожение наславшего ее колдуна), в какой каузальной связи с субъектом порчи ни пребывала бы жертва порчи (отягченная грехами или безвинно пострадавшая) — все равно заклинатель должен обеспечить своему пациенту избавление от болезни, и только в этом смысл текстов исцеления. После избавления от порчи в заклинаниях этих групп может употребляться и освятительная формула, однако ее наличие не свидетельствует об изменении характера чары, поскольку до ее употребления заклинание строилось не по освятительному, а по исцелительному принципу. Тексты четвертой группы не имеют общего с предыдущими тремя по своей цели и направленности. Здесь не возвращают недостающее, а добавляют никогда не принадлежавшее субъекту, т. е. именно делают не целым, а сверхцелым, подобным не собственному прежнему телу (у которого болезнь временно отъяла часть), а телу всего мироздания с его небесами, землей и околоземным пространством. Это и есть «Консекрация» (лат. «приобщение к святости»).

 

Какой бы заговорный текст мы ни взяли, всюду есть три действующих лица — субъект порчи, заклинатель и пострадавший. К этим троим часто добавляются покровители заклинательного искусства Эа и Мардук, что, впрочем, не меняет реального состава действующих лиц. Субъект порчи может быть демоном, человеком или животным, пострадавший может быть незаслуженно или заслуженно наказанным существом, но это всегда человек, о заклинателе ничего специально не говорится, кроме того, что он владеет своим искусством на законных и освященных традицией основаниях. Порча имеет различную направленность: она может идти и от субъекта порчи к больному, и от заклинателя (который является посредником больного) к колдуну. Из этих жестких правил есть единственное исключение: в освятительных заклинаниях роль пострадавшего играет освящаемый предмет (об очевидной порче которого не упоминается, он всего лишь нечист ритуально), а субъект порчи чаще всего отсутствует.

 

Общая классификация заклинаний:

Исцеление:

1. Устранение болезни или порчи, нанесенной демоном или животным безвинному человеку Последовательность формул:  легитимационная формула/инцидентная формула  — профилактическая формула/Эа-Мардук  — рецепт — изгнание демонов (освятительная формула) и приближение хранителей.

Субъекты порчи: змеи, скорпионы, виды демонов

Виды порчи: (болезнь головы, глазная болезнь, болезнь зубов, плохой сои, тяжелые роды и т. д.).

 

2. Нанесение ответной порчи колдуну

Последовательность формул: инцидентная формула/обращение к божеству - профилактическая формула (рецепт) - Приближение хранителей / пожелание смерти колдуну

Субъекты порчи: колдуны и шептуньи.

Виды порчи: сожжение статуэтки, пожар, болезнь и т. д.

Божество-заступник, к которому обращаются: (Шамаш, Эа, Гирра и т. д.

 

3. Оправдание виновного или безвинного с просьбой отпустить перечисленные грехи

инцидентная формула (мольба об отпущении и перечень грехов) - профилактическая формула - освятительная формула - приближение хранителей.

 

Консекрация:

 

4. Освящение зданий, предметов и людей

Эталонная формула/инцидентная формула (источник святости) — Эа-Мардук (рецепт) - трисекрация — освятительная формула (изгнание демонов) - приближение хранителей.

Объект освящения: (царь, человек, сосуд для святой воды, кадильница, факел, тамариск).




Дата последнего изменения: 27.05.2010 в 15:16