Адрес для заявок:
ancients-10@yandex.ru


О проекте Новости Список заявок Правила Регионы Информаториум LJ коммьюнити проекта
Египет Митанни Вавилонское царство Хеттское царство Ашшур Мат-тамтим Критское царство Микенское царство Древние Цивилизации: Регионы –> Ашшур –> Ассирийская демонология


 

К началу

 

Внимание! Материалы сайта подготовлены для игрового моделирования и не могут служить источником достоверных сведений о Древнем мире.

 

Ассирийская демонология

 

Ассирийская магия - это, главным образом, оборонительное оружие. Мы почти не видим, чтобы она применялась с целью вызвать благоприятное событие, но почти всегда - с целью предотвратить какое-то несчастье, потому ли, что древний халдей не верил в возможность воздействовать на силы добра, или же, скорее, потому, что он полагал счастье в отсутствии страдания. Зло, против которого направлена его магия,- это почти исключительно зло физическое, недуг, боль. Причиной этого зла человек считал злых духов, постоянно занятых тем, чтобы приводить в расстройство вселенную или терзать его тело, или людей, одаренных высшей силой или обладающих действенными рецептами. Следовательно, прежде чем обрисовать приемы ассирийской магии, мы изучим те силы зла, против которых она была направлена: это демоны, в большинстве своем зловредные, колдуньи и рок.  

 

Демоны едва ли менее могущественны, чем боги, бога от демона отличает вовсе не физическое превосходство, которое к тому же достаточно трудно измерить. Различие следует искать, скорее, в природе отношений, которые человек устанавливает между собой и сверхчеловеческими сущностями; только богам он поклоняется, обращается к ним с молитвой и приносит дары; в связи с демонами речь идет лишь о заклинании, самое большее, о приношении пищи с целью подкрепить, а не умилостивить того, кому она предлагается.

 

Ассирийцы различали две, очень отличающиеся по численности и значению, разновидности демонов - добрых и злых. Добрые демоны играют лишь, так сказать, охранительную роль: они занимают тело человека, дом или дворец, чтобы воспрепятствовать злым проникнуть туда и произвести опустошения. Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений. В соответствии с заклинаниями, именно таким часто бывает происхождение зла: Его бог покинул его тело, богиня, которая давала ему советы, ушла далеко от него.- Аххазу (ahhazu) встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью. Кроме того, маг обычно сопровождает экзорцизм приглашением добрых гениев вернуться в тело больного: Злой утукку (utukku), злой алу (alu) да держатся в стороне; благотворный утукку, благотворный шеду (sedu) да придут - Да войдут во дворец благотворный утукку, благотворный ламассу (lamassu). Таким образом, человек и его жилище постоянно находятся в состоянии одержимости, и, поскольку привлечь добрых духов не менее насущно, чем отогнать злых, первые играют, если угодно, такую же важную роль, как и вторые; но, с другой стороны, поскольку они всего лишь стоят на страже, не делая положительно ничего хорошего.

 

В первый разряд добрых гениев следует поместить божество и богиню, которые ассоциируются с защитой каждого человека, начиная с его рождения.  Это совершенно определенные, обладающие именем божества, это божества ассирийские и иногда верховные. Заклинательные формулы оставляют свободным место для имен этих божеств и больных, для которых будут читаться заклинания. Очень часто мы читаем: Я имярек, сын имярека, бог которого - имярек, а богиня -имярек. Для того чтобы вернее обозначить больного, к его имени прибавлялось имя его отца и богов-покровителей; Примером является текст, скопированный специально для Ашшурбанипала: « Я, твой Ашшурбанипал, сын своего бога, бог которого -Ашшур а богиня – Ашшурит». Итак, покровителями людей, как и городов, были настоящие боги, имена которых , как мы это видим в только что процитированном тексте, несомненно, служили для образования их собственного наименования, так, например, от Мардука происходит имя Мардук-аплаиддина (Мардук дал сына), от Сипа - Апиль-Син (сын Сина), от Набу -Набубалатсуикби (Набу приказал, чтобы он жил).

 

Бог держался справа от человека, а богиня - слева: «Пусть мой бог встанет справа от меня, а моя богиня слева от меня». Не считая тех случаев, когда эти защитники принуждены покинуть своих подопечных, они могут по собственной инициативе лишить их своей помощи, чтобы наказать за преднамеренный или непроизвольный проступок. Заклинания часто призывают рассерженного бога и богиню вернуться. Помимо того, что присутствие бога-покровителя предохраняет человека от происков злых духов, его посредничество может в экстренных случаях обеспечить ему защиту могущественных божеств, к чему их, возможно, не смогли бы ни принудить, ни склонить человеческие заклинания, ни молитвы.

 

Собственно говоря, единственными добрыми демонами с полностью установленными чертами являются шеду и ламассу, мы еще увидим, что существует злой шеду. О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои.

 

Список злых демонов гораздо длиннее, чем добрых, и очень возможно, что им эта категория духов, деятельность которых вызывала у ассирийцев трепет, не исчерпывается. В заклинаниях духи зла перечисляются в соответствии с неизменным порядком, но часто не все. Наиболее полный список представляет нам заговор от колдовства, который называет утукку, алу, этем му (etemmu), галлу (gallu), злого илу (ilu), рабицу (rabisu), ламашту, лабацу (labasu), аххазу, лилу (lilu), ардат лили (ardat lili), намтару (namtaru) и асакку (asakku). Каждое из этих имен обозначает вид демонов. Говоря об этих демонах, тексты сообщают: «Их семеро, богов просторного неба; их семеро, богов просторной земли; их семеро, алчных богов; их семеро, богов вселенной; их семеро, злых богов; их семеро, злобных ламашту, их семеро, злых бедствий лабацу, их семеро в небесах, их семеро на земле; или другого: Их семеро, их семеро, их два раза по семь».

 

 

 

Уттуку – имя им «легион»

 

Подобно лилу или ламашту, утукку - это демон определенного вида, но, как кажется, это название так же часто использовалось для обозначения демонов вообще. Несомненно, именно в этом смысле в заклинании упоминаются утукку равнины и утукку горы, утукку моря и утукку гробницы. Зачастую сложно сказать, должно ли его описание, которое дается в заклинаниях, подразумевать собственно утукку или демонов вообще; мы тоже объединили под этим названием все те проявления, которые не являются чертами своеобразия того или иного демона, и именно с этой оговоркой следует взирать на портрет, который мы попытаемся нарисовать.

 

Утукку осуществляет власть зла в небе, на земле и под землей; он одновременно является отпрыском, которого породил Ану, бог небесных пространств, нежно любимым сыном Бела, владыки земли, и потомком Эрешкигаль или Аллат, властительницы ада. Утукку легко сравнить с безмерными бурями, которые обрушиваются с небес; «они - буря, грозовая туча, неистовый ветер, ураган, вихрь, опустошающий страну, они сеют бурю; первый из семи - южный ветер, шестой - приближающийся вихрь, седьмой - грозовая туча, неистовый ветер; они - ураган, который в небесах яростно пускается в погоню, они - плотная грозовая туча, навевающая мрак на небесах; они -буря, которая приближается и среди белого дня порождает тьму; они совершают нападение с неистовым ветром, бурей, они - ливень Адада, они стоят справа от Адада; они приближаются как потоп». Они враждуют с Эа, поскольку этот бог, являющийся покровителем человечества, открыл людям магические формулы, при помощи которых можно отогнать утукку. Напротив, они - гузалу, то есть опора трона Аллат, царство которой они призваны заселить, а также достойные сыновья и вестники Намтара, бога чумы. Они шествуют перед Нергалом, богом ада. Царем их является Аламу, родственную связь которого с Нергалом я установлю ниже. Принадлежа до некоторой степени к божествам, они все же уступают им в силе и представляют собой не более чем, если так можно выразиться, божественные отбросы, они плевок из желчи богов. Иногда утукку оказываются помощниками богов, но чаще всего по отношению к ним они не менее враждебны, чем к людям; они их не боятся и даже дерзают атаковать. Лунное затмение является следствием их победы над богом Сином; доблестный Шамаш, могущественный Адад с самого начала оказываются неспособны противостоять им, и Белу приходится прибегнуть к помощи великого мага Эа. Они нападают на бога огня Гирpу и одолевают его. На небесах им ничто не препятствует; на земле они не знают преград по более веской причине: высокие ограды, плотные ограды, они проходят сквозь них как поток; они бросаются из дома в дом; двери не останавливают их; засов не заставляет их повернуть назад. Как змея они проскальзывают сквозь дверь, как ветер они врываются сквозь половицы. Тексты и барельефы часто изображают их с крыльями. Злоба их равна их могуществу: «они злобны, они злобны», настойчиво утверждает одно заклинание; «они - первопричина зла, и нет надежды ни смягчить, ни убедить, ни привлечь их к себе, так как они не знают ни милосердия, ни разума, ни преданности и не внемлют ни молитвам, ни просьбам. Им приписываются самые разные злодеяния: это они отрывают женщину от груди мужчины, похищают сына с колен отца; они питаются человеческим мясом и пьют кровь, они нарушают сон и препятствуют принятию какой-либо пищи, и, согласно одному поразительному образному выражению, перемалывают людей в муку. Они нападают даже на животных; они выгоняют голубей из их жилищ; они заставляют птицу покинуть свое обиталище; они заставляют ласточку вылететь из своего гнезда; они поражают вола, они поражают осла. - Они низвергают птицу небесную, подобно Ададу; каменного барана они хватают за голову и за рога; козла и дикого козла они хватают за шерсть; они укрощают дикого быка пустыни; на животных полей они нападают па пастбищах. Они преследуют домашних животных до самого стойла, они поселяются в лошадиной гриве, вызывают выкидыш у овцы или истощение сил у барана, когда он еще сосунок. В них нет ничего человеческого, они ни мужчины, ни женщины, они не овладевают женщиной и не зачинают ребенка. Это дикие и вредные животные, лошади, которые растут в горах; второй из семи - гадюка, третий -пантера, четвертый - змея, пятый - бешеная собака. Они зародились в небесной запруде, то есть на оконечностях мира, там, где небесный свод опирается на окружающий землю Океан, или западную гору, которая вместе с восточной горой отмечает две границы движения солнца. Выросли они также в уединенных необитаемых местах, либо в глубинах Океана, либо на восточной горе. Они обитают в пустыне, в расщелинах земли, и выходят из низменных мест. Они не познаны никем, ни в небесах, ни на земле; не знают их сами звезды, правящие тремя стражами или частями ночи, и боги, несмотря на всю свою премудрость, не ведают их имени, которое может открыть Мардуку лишь один Эа».

 

В соответствии с верованием, о котором мы уже упоминали, демоны истощают тело человека болезнями, именно путем проникновения в него. Поэтому направленные против них заклинания являются настоящими заговорами экзорцизма, призывающими их выйти: «Из тела человека, сына его бога, из которого они удаляются, из его тела, которое они покидают». Одно из них подробно описывает одержимость демонами разных частей тела: «Злой утукку, враг, [тот, имя которого не произносится], стал его хозяином; тот, которого не заставили выйти из тела, стал его хозяином. Он поразил его руку и поселился в его руке, он поразил его ногу и поселился в его ноге, он поразил его голову и поселился в его голове». В другом заклинании каждый из демонов избрал себе определенную часть тела: «злой этемму набросился на его талию, злой галлу набросился на его руки, злой илу набросился на его ноги, и из аналогичного текста мы узнаем, что асакку напустился на его голову, намтару - на душу, утукку - на затылок, и алу - на грудь». Одержимости подвержены даже неодушевленные предметы: есть демоны, которые нападают на дома и стены, прячутся в дверях и скрываются в засовах.

 

 

 

Алу – злой ветер запустения.

 

Имя алу представляет собой перевод шумерского слова галлу, также обозначающего бурю, и особенно бурю, вызываемую южным ветром. Алу - это имя небесного быка, созданного Aнy с целью отомстить своей дочери Иштар и укрощенного Гильгамешем и Энкиду; однако известно, что этот бык является обычной персонификацией бури. Ассирийцы полагали, что специальным местом обитания алу служили развалины: «Злой алу, уйди далеко; твое обиталище - пустынное место, твое жилище -разрушенный дом, развалины».

 

 

 

Этэмму –беспокойные мертвецы.

 

Имя этемму обозначает маны, души тех, кого похитила смерть, духов, которые все еще сохраняют тень жизни, в то время как тело их погибло. Чтобы поддерживать свое жалкое существование, такой дух нуждается в помощи живых: о том, кто никак не заботится о манах, этемму, говорится с сожалением, и Ашшурбанипал был уверен, что, перевезя в Ассирию останки эламитских царей и лишив их маны молитв и жертвенных возлияний, он наложил на этот народ самое ужасное наказание. Этемму обычно обитал под землей, подобно телу, душой которого он некогда был, и некромант, обращавшийся за советом к мертвым, назывался Muselu sa etemmu, то есть тот, кто изводит этемму (из земли).

 

Синонимом этемму является слово sulu, тот, кто вынужден подняться в определенных случаях и, несомненно, тогда, когда тело оказывалось непогребенным, или потомки умершего оставляли в небрежении его могилу, этемму выходил из глубин земли, чтобы мучить живущих. Он всегда вредоносный и строит свои козни главным образом ночью и в сельской местности. Вредное воздействие приписывалось также духам людей, умерших насильственной смертью или от голода и жажды, однако мы не можем определить, имели эти духи особое название или входили в категорию этемму.

 

 

 

Галлу – персональный враг

 

Если бы не приходилось бояться слишком буквально истолковать противопоставление, которое, возможно, является лишь чисто литературной антитезой, то можно было бы сказать, что, в отличие от этемму, галлу живет в городе. Во всяком случае, в других местах мы его почти не видим. Именно там он печально бродит по ночам как лисица. Одно заклинание сравнивает его также с диким быком. Этот злой бог составлял противоположность богу-хранителю каждого человека, о котором шла речь выше.

 

 

 

Рабицу – демон-надзиратель за колдунами.

 

Название рабицу означает того, кто подстерегает, выслеживает или просто надзирает. В письмах из Эль-Амарны это название правителей. Сир - рабицу Эшары, Ишум - рабицу богов. Его опасались сами колдуньи; считалось, что он пугает их, угрожая наброситься.

 

 

 

Ламашту – злое дитя Ану.

 

Из трех известных нам в настоящее время демонов женского рода мы располагаем наибольшим количеством сведений относительно ламашту. Ее особенность в том, что она является дочерью Aнy; этот эпитет почти неотделим от имени, и иногда его бывает достаточно для ее обозначения. Самой выдающейся чертой ее характера является ненасытность. Она - та, которая пожирает. Она пьет кровь, которая питает тело человека, мясо, которое не едят, кости, которые не глодают. Ее голова - голова льва, ее зубы -зубы осла, она рычит как лев.

 

 

 

Демоны, приносящие болезни.

 

Демоны лабацу и  аххазу  приносят в тела людей болезни. Имя лабацу происходит от корня Ibs, означающего валить, бросать на землю. Смысл слова аххазу более отчетлив: это демон, который берет, захватывает.  Намтару и асакку отчетливее, чем все прочие демоны, олицетворяют болезни, поражающие человека. Они почти всегда упоминаются вместе, а вслед за ними - пагубная (mursu la tabu) или сильная болезнь. Они квалифицируются как мучительные и неизлечимые: mursu sa amela la umassaru. Шумерское название намтару (намтар) означает того, кто пресекает жизньa;(Буквально нам-тар - отделять (= определять) судьбу.) возможно, это чума. Асакку (азаг) - тот, кто лишает сил.  Эрешкигаль посылает Намтара покарать Иштар: «Иди, Намтар... напусти на Иштар шестьдесят болезней, глазную болезнь - на ее [глаза], болезнь боков - на ее [бока], болезнь ног -на ее [ноги], болезнь сердца - на ее [сердце], болезнь головы - на ее [голову]».

 

 

 

Лилу, Лилит и ардат-лили – буйная троица.

 

Лилу, лилит и ардат лили, мужчина и две женщины, образуют демоническую тройку, которую тексты почти не разделяют. Они персонифицируют атмосферные пертурбации; шумерскому названию лилу, лилла, в ассирийском соответствуют слова saru и zaqiqu, ветер, буря, (a Закику также призрак), а ардат лили, равно как и в шумерском, называется ki-sikil u-da kar-ra, дева похитительница света.( Вполне возможно, что нужно переводить дева, ведущая (за собой) бурю (поскольку шумер. u значит и день, свет, и буря).) Тексты настаивают на импотенции и бесплодии этих демонов. Вот как они описывают ардат лили: «Женщина из дома бури ополчается против женщины в доме; ардат лили, которая находится в доме, устремляется против мужчины, ардат лили, к которой никто из мужчин не приближается как к женщине; ардат лили, которая в объятиях мужа не обнажает своих прелестей; ардат лили, которая в объятиях своего мужа не снимает своих одеяний; ардат лили, девственность которой не нарушил никакой любовник (?); ардат лили, в груди у которой нет молока....» Тем не менее она особенно преследует мужчин, а один лексикографический документ сообщает нам об употреблении слова haru, выбирать, брать в жены, применительно к лили, который, несомненно, испытывал по отношению к женщинам такие же бессильные желания.

 

Лилит - единственный ассирийский демон, который определенно встречается у других семитских народов, причем память о нем сохранялась у них непрерывно вплоть до современной эпохи. Исайя, предрекая бедствия, готовые обрушиться на Содом, говорил: «Животные пустыни будут там встречаться с шакалами, и саиры будут перекликаться один с другим; лишь Лилит будет там обитать и находить себе покой». Иудеи до настоящего времени верят во вредоносную силу Лилит и пишут на ложе роженицы и на каждой из четырех стен жилища: «Адам и Ева, прогоните Лилит!» .

 

 

 

Халлулай – демон ночных кошмаров.

 

 

Халлулай, название которого происходит от корня hll, прятаться в норе, и обозначающего также разновидность мух; кроме того, холлу лай - это имя бога Шулпаэа. В то же время его называют демоном, который посылает сновидения.

 

К началу




Дата последнего изменения: 18.06.2010 в 03:45