Адрес для заявок:
ancients-10@yandex.ru


О проекте Новости Список заявок Правила Регионы Информаториум LJ коммьюнити проекта
Египет Митанни Вавилонское царство Хеттское царство Ашшур Мат-тамтим Критское царство Микенское царство Древние Цивилизации: Регионы –> Вавилонское царство –> Демоны и духи


                          Демоны и духи


Наряду с представлениями о небесных богах и культурных героев в религии народов Двуречья крупную роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах и демонах, по большей части злых, губительных. Духи земли, воздуха, воды - Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, гнева и ярости, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы составили множество заклинаний.

Демоны могли оказаться почти везде, хотя существовали некоторые места и определенные обстоятельства, к которым они питали особую склонность. Весьма вероятно, они могли оказаться в пустные, и поэтому пустыня считалась таким опасным местом для прибывания. Кладбища и разрушенные здания были другим излюбленным убежищем. Считалось, что демоны ведут себя наиболее активно, когда женщина ждет, либо только родила ребенка. Большинство болезней относилось на счет их прямого вмешательства; считалось что демоны могут поселиться в новом доме, чтобы вредить его смертным владельцам.

Не все духи были злыми: некоторые служили для того, чтобы защищать людей. Например, гигантские львы и быки, размещенные снаружи дворцов , были изображениями таких духов-защитников. Обычные защитные меры были малоэффективны против демонов, так как они могли заползти в дом через щель или попасть в него подобно сквозняку. Они были способны передвигаться невероятно быстро и принимать различные обличия. Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-аптропеи (обереги). В качестве апотропея против злого духа применялись, например, его собственное изображение, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.

Происхождение пагубных духов было различным. Некоторые были порождены великим богом Ану, другие родом из Преисподней, а третьи были призраками людей. Некоторые демоны божественного происхождения были настолько могущественны, что могли вмешиваться в дела не только людей, но и богов, известным примером чего считалось солнечное затмение.

Но не только демоны вредили людям. Были так же склонные творить зло люди, которые, будучи колдунами и колдуньями, могли навлечь несчастье на человека по средством чар.


Наиболее опасными считались демоны Удуг. Этих могущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами», «дыханием смерти», «преследователями людей", «семь духов бездны" или "семеро злых". Они считались главными виновниками всяких болезней и наводили ужас на людей, но каждый из них делал это по-своему.

Утукку поражал человека в шею (см описание ниже),

Ашакку - голову,

Намтару - горло,

Алу - грудь,

Этимму - болезни желудка,

Ламашту -  распространяла детскую лихорадку, насылала зубную боль (см описание ниже),

Пазузу - насылал головную боль и тошноту (см описание ниже).


Вот одно типичное заклинание против "семи духов бездны":

Семеро их, семеро их,
в подземной бездне семеро их…
В недрах подземных бездны взращены они,
ни мужеского они пола, ни женского…
Они - разрушительные вихри,
жен они не берут, детей не рождают,
жалости и сострадания они не знают,
молитв и просьб они не слышат…
Они - вскормленные на горах кони,
враждуют они с Эа,
могучи среди богов они,
становятся на дороге, приносят горе в пути.
Злые они, злые они…
Семеро их, семеро их и ещё раз семеро их…

В другом тексте демоны описываются более точно:


Среди этих семи один — южный ветер <в виде> дракона,

Второй — это дракон с открытой пастью,

Третий — это свирепый леопард...

Четвертый — это огромная гадюка...

Пятый — это рассверипевший лев, от прыжка которого не скрыться,

Шествой — [описание утрачено, предположительно это был бык],

Седьмой — это ураган...


Ламашту - Жуткое львиноголовое создание с ослиным телом на птичьих когтистых лапах крадется по деревням и городам, похищая детей или насылая на них мор. Собака и свинья пьют молоко из ее груди, змеи ползут по следам Ламашту. Её атрибутами нередко являются гребень и веретено. Считается, что именно она насылает зубную боль.



Пазузу - повелитель засухи, саранчи и демонов ветров, сын бога Ханби. Защищает от Ламашту, но губит посевы и приносит голод. Изображался с человеческим телом, с головой льва или собаки, с львиными лапами и когтями на ногах, с двумя парами крыльев, с жалом скорпиона и змеевидным пенисом. Часто изображался с поднятой правой рукой.



Демоны утукку, как говорят некоторые таблички, были духами непогребенных смертных. Стражи загробного мира не видели их и не могли запереть в преисподней, поэтому призраки свободно летали среди живых. Утукку могли быть добрыми и злыми. Уродившись добрыми, утукку получали облик крылатых человекоголовых быков шеду и выступали хранителями людей. Злые их собратья предпочитали по ночам пить человеческие дыхание и кровь, заражать смертных чумой, возбуждать в них братоубийственную ярость.

Утукку ныне считается Алу. Он представал перед своими жертвами в облике одноногого и однорукого прокаженного, покрытого гнойными язвами. Его укус или прикосновение заражали несчастного ужасной болезнью.

Избавиться от утукку можно было, похоронив тело этого духа согласно священным обрядам или хотя бы принеся жертвы в его память. Тогда удовлетворенный ночной мститель соглашался оставить живых в покое и удалялся в загробные края.



Эта семерка представляла один класс демонов, но были и другие:



Демоны лилу — инкубы и суккубы Месопотамии. Лилу (мужчины) соблазняют честных жен, а лилиту совращают мужей. Все это проделывается не из любви к процессу, а ради рождения чудовищ, ведьм и колдунов. Прекрасное тело крылатой лилиту, невзирая на львиные ножки, не могло оставить равнодушным ни одного шумерца, а потому слава развратной демоницы пережила и Шумер, и Вавилон.



Семь хранителей загробного царства — галла — отвечают за то, чтобы души умерших были пойманы и доставлены к месту вечного заключения. Их не волнует, чья то была душа — пастуха, героя-воина или бога. Работа есть работа. Галла могут поразить грешника тяжелой болезнью или просто вырвать душу из тела.

Эти демоны появлялись на земле в виде блуждающего сияния (возможно, шаровыми молниями). Прямым «начальством» галла считаются Эрешкигаль и Нергал, владыки царства мертвых.



Демоны водной стихии лахаму изображались в виде рыб с человеческими лицами или в образе человекорыб (по нынешним представлениям, тритонов или русалок). По большей части лахаму не были враждебны людям. Боги частенько пользовались услугами лахаму, отправляя их с разнообразными поручениями.



Мушхуши, или мушуссу, — птицелапые бескрылые рептилии, — занимались персональной опекой смертных. В паре с крылатыми быками шеду или ламассу они охраняли города и отдельных жителей, отгоняя зловредных духов. Их изображения помещали на семейные печати, амулеты и даже на ворота.



Шеду и Ламассу - крылатые быки. Эти духи были не просто покровителями и защитниками человека, но отвечали за весьма конкретные жизненные функции. Так, шеду, по некоторым сведениям, специализировались на защите тела, а ламассу отвечали за дух и репродуктивные способности. Говорят также, что месопотамским женщинам шеду вообще не полагались. Теперь понятно, почему большая часть местных демонов гонялась именно за женщинами...




Дата последнего изменения: 23.05.2010 в 23:30