Адрес для заявок:
ancients-10@yandex.ru


О проекте Новости Список заявок Правила Регионы Информаториум LJ коммьюнити проекта
Египет Митанни Вавилонское царство Хеттское царство Ашшур Мат-тамтим Критское царство Микенское царство Древние Цивилизации: Регионы –> Вавилонское царство –> Население Вавилона


                           Население Вавилона


Вавилоняне смотрели свысока на весь окружающий мир, они считали свой город пупом земли. В центре земного круга помещали Вавилон и вавилонские ученые на составленной ими карте.
Гостям столицы город казался пестрым смешением народов. Среди его обитателей были потомки исконного населения, жившего в Вавилоне уже много поколений. В городе жили также многочисленные паломники, торговцы, гости из разных стран. В результате военных походов вавилонских царей в Вавилон были переселены тысячи пленных, которые трудились здесь в качестве рабов.


Тот, кто проходил по улицам и базарам города, внимательно оглядывая все вокруг, мог заметить не только представителей различных народов, но и признаки социального расслоения. Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум - "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан.

Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле, во дворце или занятые определенным ремеслом. Мушкенумы были обязаны платить оброк дворцу и участвовать в военных походах. Они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось как наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.


Низший слой вавилонского общества составляли рабы - вардум. Рабы рассматривались как вещи, скот и лишь в незначительной степени защищались законом. Для хозяина раб был прежде всего ценной рабочей силой, с которой в собственных интересах следовало хорошо обращаться. Что касается рабов, служивших в частных домах в качестве прислуги, но их можно рассматривать в известной мере как членов семьи. Нередко хозяин дома брал рабыню в наложницы или побочные жены, и тогда, родив ему детей, особенно мальчиков, она могла занять почетное место в семье. Значительно больше рабов было сконцентрировано в храмах и во дворце.
Основная масса рабов — пленные, захваченные во время военных походов. Они должны были работать на царей-победителей или в храмовых хозяйствах и становились их собственностью. Другим важным источником рабства была задолженность мелких крестьян и ремесленников, вынужденных продавать членов своей семьи, а порой и самих себя в рабство.
Долговая кабала вела к временному рабству: должник должен был отработать свой долг в течение определенного срока. Хозяин мог сурово обращаться с должником, попавшим в рабство, и даже продавать его другому лицу.
Так же рабство было видом наказания за совершенные преступления. Рожденные в рабстве дети так же признавались несвободными.
Рабы, как правило, носили внешние отличительные знаки, чтобы в случае, если они убегут, их можно было вернуть владельцу. Эти знаки обычно были вытатуированы или выклеймлены, их нельзя было удалить. Рабам вешалась также на шею табличка с именем владельца, служившая для опознания раба.
Раб мог вернуть себе свободу. Простейшим путем было отпущение его на свободу владельцем, но для этого нужно было вернуть ему рыночную стоимость раба (рабы, обученные ремеслу или имевшие специальность стоили значительно дороже). Деньги могли уплатить родственники раба. Иногда сам раб брал на себя такие большие обязательства перед бывшим хозяином, что полученная свобода оказывалась лишь формальной. Рабыни становились свободными, если выходили замуж за своих владельцев. Их официально признанные дети тоже получали свободу.
Вавилоняне попавшие в рабство за границей, должны были быть выкуплены родственниками, родным городом или храмом и отпускались на свободу.


Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, а так же занимать некоторые должности в общественном управлении. Часто женщины служили при храмах. Жрицы занимали очень высокое положение и были весьма состоятельны.


                         Семья и брак


В доме царила жена, которая лишь изредка выходила в город, так как все покупки делали мужья, если не было рабов. Как правило, у вавилонянина была одна жена, хотя разрешалось иметь побочных жен и детей от них. Обычно это практиковалось при бесплодии первой жены, а также в том случае, когда жена была жрицей одного из высших рангов; таким жрицам запрещалось иметь детей.
В семейной жизни женщина была в значительной мере подчинена мужчине. Это подчиненное положение проявлялось уже при бракосочетании, поскольку женщина почти не имела возможности выбрать мужа по собственному желанию. Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ей приданое, жених же в большинстве случаев должен был уплатить за невесту выкуп, который оставался у ее отца. После этого заключался письменный брачный договор, иначе брак считался недействительным.

Примером такого договора, относящегося к древневавилонскому времени, может служить следующий: "Иштар-умми, дочь Бузазума и Ламассатум, взял в супружество Варад-Син, сын Ибни-Сина, у ее отца Бузазума... 2/3 фунта серебра и одного раба дал Варад-Син Бузазуму и Ламассатум в качестве выкупа. Бузазум, Ламассатум и дети Бузазума не будут никогда предъявлять никаких требований к Иштар-умми. Если Варад-Син оставит Иштар-умми, то он должен отвесить 1 фунт серебра. Если Иштар-умми оставит Варад-Сина, то ее сбросят вниз с башни, чтоб она разбилась. Во имя Шамаша и Айи, города Сиппара и царя клянутся они, что никогда не будут предъявлять друг к другу никаких претензий". Затем следуют имена пятнадцати свидетелей, которые присутствовали при бракосочетании.

Для жены было исключительно трудно добиться развода. Она могла получить развод лишь в том случае, если у нее были веские доказательства плохого обращения с ней мужа. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то ее за ложный навет могут бросить в воду или убить каким-либо другим способом. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин, он должен был только уплатить за развод и вернуть приданое. В качестве важного основания для развода признавалось бесплодие или тяжелая болезнь жены, правда, при этом муж должен был дать ей обеспечение.
Муж мог и не обеспечивать оставленную жену, если ему удавалось доказать, что она была расточительна или не поддерживала порядка в доме; в некоторых случаях ему даже разрешалось сохранить ее у себя в качестве рабыни. В то время как для мужа нарушение супружеской верности не влекло за собой никакого наказания (за прелюбодеяние с замужней женщиной мужчина подлежал смертной казни, но связь с рабыней не считалась нарушением супружеской верности), жену за такой же проступок бросали в воду, что было равнозначно смертному приговору.


Мужу разрешалось наряду с главной женой иметь в доме несколько побочных жен, которые, правда, в правовом отношении стояли ниже главной жены. В большинстве случаев это были рабыни, которых владелец сделал наложницами. Они продолжали оставаться рабынями, а их дети могли получить свободу после смерти господина. Если хозяин публично признавал детей, рожденных рабыней, то они могли претендовать на наследство и отпускались на свободу.


Семьи в Вавилоне были довольно большими: часто взрослые сыновья со своими женами и детьми продолжали жить в родительском доме. Важнейшая цель вавилонского брака состояла в том, чтобы в семье было как можно больше детей. Согласно верованиям вавилонян, после смерти родителей дети были обязаны заботиться об их душах.Если в семье не было собственных детей, то часто усыновляли чужих детей, которые должны были исполнять эту обязанность.


Глава семьи обладал весьма большими правами по отношению к своим детям.Он мог привлекать их к любой работе и даже отдавать на 3 года в долговое рабство.
Что касается порядка наследования, наследниками являлись, прежде всего, сыновья. Старший получал главную часть наследства, за ним часто оставался дом его родителей. Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Дочери получали часть наследства в виде приданного, жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться принесенным в брак приданным; кроме того, она могла сохранить подарки, которые делал ей муж.




Дата последнего изменения: 23.05.2010 в 23:32